ПЯТИДЕСЯТНИЦА
В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.
Тропарь праздника, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод тропаря праздника:
Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод:
Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству (веры), и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Св. Православною Церковью как один из величайших праздников, в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел на 50-й день после воскресения Христа) и потому называется Пятидесятицею, или Троицыным Днем, так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три Лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа. Состоит этот праздник из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день - в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа).

В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).

Слово «Пятидесятница» (с греч ) указывает, что этот праздник празднуется через пятьдесят дней после Пасхи. Содержание этого праздника изменялось: сначала это был земледельческий праздник, позже он был посвящен воспоминанию об историческом событии - установлении Союза-Завета и наконец стал праздником ниспослания Духа Св., открывшего на земле эру НЗ

I. ВЗ И ИУДЕЙСТВО

Пятидесятница, наряду с Пасхой и Кущами, - один из тех трех праздников, когда Израиль должен являться пред лицом Ягве, в месте, Им избранном для обитания Имени Своего (Втор 16.16).
1. Первоначально это праздник Жатвы, день радости и благодарения (Исх 23.16; Числ 28.26; Лев 23.16 слл), в который приносят в жертву начатки того, что произвела земля (Исх 34.22, где этот праздник назван праздником Седмиц, - наименование, указывающее, что он празднуется по истечении семи недель после Пасхи и принесения первого снопа: ср Лев 23.15).
2. Затем этот праздник стал отмечать определенную годовщину. Союз-Завет был заключен дней через пятьдесят (Исх 19.1-16) после исхода из Египта, празднуемого на Пасху; так Пятидесятница естественно превращается в годовщину Союза-Завета, по всей вероятности уже со II века до Р.Х., ибо в качестве таковой она представляется общепринятой в начале нашей эры, судя по раввинистическим писаниям и по Кумранским рукописям.

II. ХРИСТИАНСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

1. Теофания - Дар Духа Святаго с сопровождающими его знамениями - ветром, огнем, - составляет как бы продолжение теофаний в ВЗ. Смысл этого события подчеркивает двойное чудо: сначала Апостолы для восхваления дивных дел Божиих «начали говорить на иных языках» (Деян 2.3-4); такой дар языков представляет собою харизматическую форму молитвы, котораярая потом встречается и в первохристианских общинах. Затем, хотя и непонятная сама по себе (ср 1 Кор 14.1-25), эта речь на «иных языках» понимается всеми присутствующими; это чудо понимания является знамением вселенского призвания Церкви, так как слушатели происходят из самых различных стран (Деян 2.5-11).

2. Смысл события

а) Эсхатологическое излияние Духа Святаго - приводя текст из Иоиля (2.28-32), ап. Петр указывает, что Пятидесяеницей исполняются Божии обетования: в последние времена Дух должен быть дарован всем (ср Иез 36.27). Предтеча уже возвестил, что пришел Тот, Кто должен крестить Духом Святым (Мк 1.8). Иисус же после Своего воскресения подтвердил эти обетования: «Будете крещены Духом Святым по истечении немногих этих дней» (Деян 1.5).

б) Увенчание Пасхи Христовой. - Согласно первоначальному наставлению в вере, Христос, умерший, воскресший и вознесенный одесную Отца, завершает Свое дело тем, что изливает Духа на апостольскую общину (Деян 2.23-33). Пятидесятница есть полнота Пасхи.

в) Собирание мессианской общины. - Пророки возвещали, что рассеянные будут собраны на горе Сионе и т. обр. собрание Израиля объединится вокруг Ягве; на Пятидесятницу осуществляется в Иерусалиме духовное единство Иудеев и прозелитов из всех народов; послушные учению Апостолов, они общаются в братской любви за евхаристической трапезой (Деян 2.42 слл).

г) Община, открытая всем народам. - Дух дарован для свидетельства, к-рое должно быть пронесено «до края земли» (Деян 1.8); чудом понимания языков подчеркивается, что первая мессианская община распространится на все народы (Деян 2.5-11). «П. язычников» (Деян 10.44 слл) показывает это окончательно. Разделение, происшедшее у Вавилонской башни (Быт 11.1-9), находит здесь свой антитезис и приходит к концу (кондак Пятидесятницы).

д) Начало проповеди. - День Пятидесятницы, в который была собрана мессианская община, нужно считать и исходной точкой ее посланничества. Проповедь Петра, «ставшего с одиннадцатью» (Деян 2.14), представляет первое проявление посланничества, данного им Иисусом: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне Свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (1.8).

Святые Отцы сравнивали это «крещение в Духе Святом» (своего рода «апостольскую инвеституру» Церкви, т.е. поставление Церкви как проповедницы учения Христова) с крещением Иисуса - торжественным Богоявлением в начале Его общественного служения. Они указывали, что на Пятидесятницу произошло дарование Церкви нового 3акона (ср Иер 31.33; Иез 36.27) и новое сотворение (ср Быт 1.2): эти истины не выражены прямо в Деян 2, но они имеют реальное основание (внутреннее действие Духа и совершаемое Им новое творение).

3. Пятидесятница как тайна спасения. - Если внешняя сторона Богоявления была преходящей, то дар, полученный Церковью, окончателен. Пятидесятницей открывается время Церкви, которая в своем странствии навстречу Господу непрестанно получает от Него Духа, собирающего ее в вере и любви, освящающего ее и посылающего ее на проповедь. В Деяниях, - «евангелии Духа Святаго», - раскрывается непреходящая актуальность этого дара, этой харизмы по преимуществу, как через действие Духа в управлении Церковью и в ее миссионерской деятельности (Деян 4.8; 13.2; 15.28; 16.6), так и через Его более непосредственные проявления (4.31; 10. 44 слл). Даром Духа определяются «последние времена», период, который начинается с Вознесения и получает свое завершение в последний день, когда Господь придет опять.
ВСПОМИНАЯ СОБЫТИЯ
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Вознесения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христвыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т.е по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которые прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "Не все ли они галиеляне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих" И в недоумении говорили:"Они напились сладкого вина". Тогда апостол Петр, встав вместе с прочими одиннадцатью апостолами. сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли". Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "Что нам делать, мужи братия?" Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т.е святая Церковь Христова. Со дня сошествия Святого духа вера христианская стала быстро распространятся, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианскиго, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

вернуться на страницу новостей вернуться на страницу новостей